Река Рассоха до своего впадения в реку Попигай несколько раз прорезает борт древнего метеоритного кратера.
Наиболее интересным местом является урочище "Пёстрые скалы". Оно было основной целью нашей экспедиции.
В этом месте река обнажила горные породы, которые в результате удара метеорита были выброшены с разных глубин
и перемешаны в один гигантский конгломерат из пыли, стекла, кусков пород и даже глыб размером в десятки метров.
Согласно научным исследованиям, падение метеорита произошло около 35,7 млн лет назад. Небесное тело диаметром около 8 км столкнулось с Землей на скорости 20 км/сек. При столкновении кинетическая энергия движения перешла в тепловую.
Метеорит буквально испарился, расплавив и раздробив окружающие породы Земли. Произошел взрыв гигантской энергии.
После своего образования кратер имел диаметр около 100 км.
Его впадина была окружена валом выбросов и блоками приподнятых и сдвинутых от центра пород.
В течение 35 миллионов лет рельеф сглаживался, вал подвергался значительной эрозии.
Расположив базовый лагерь на галечной косе левого берега Рассохи, мы в течение двух дней обследовали осыпи и скалы по правому берегу реки.
На фотографии запечатлен момент определения плана работ.
Импактиты (от англ. impact – «столкновение», «удар») – особый класс горных пород, образовавшихся в результате ударно-взрывных (импактных) процессов, происходящих при падении очень крупных метеоритов. Следы от таких падений на поверхности Земли и других планет называют астроблемами.
Основная часть склона «Пестрых скал» сложена импактитами, состоящими из хаотически перемешанных глыб, сцементированых рыхлой тонкообломочной породой с кусочками и бомбами стекла. Разнообразная окраска этих глыб и «цемента» дала название урочищу.
Попигайская котловина – настоящий растительный оазис среди окружающего, почти начисто лишенного древесной растительности, пространства каменистой тундры, характерной для этих географической широт.
Свою роль в усилении процессов биохимического обмена сыграли почвы, образовавшиеся в результате удара метеорита. Такие почвы нигде более в этих краях не встречаются.
Факт остается фактом, здешние условия способствовали развитию разнообразной растительности.
И вот мы непосредственно на Пёстрых скалах.
Красная осыпь, по всей видимости, продукт разрущения гриса - красного песчаника, подвергшегося ударному воздействию.
Осыпь красных песчаников, подвергшихся ударному и температурному воздействию.
Импактиты «Пестрых скал» можно разделить по количеству содержащегося в них стекла (расплава) на три основных вида: брекчию, зювиты и тагамиты.
Брекчия состоит из обломков осадочных и кристаллических пород и почти не содержит стекла.
Зювиты содержат обломки и расплав в сопоставимых количествах.
Тагамиты - это застывший расплав с отдельными включениями обломков пород – гнейсов, кварцитов и пр.
Работа геологов на осыпи «Пестрых скал».
Интересно, что в осыпи мы часто находили необычные импактные бомбы - «яйца», состоящие из раздробленного гнейса, как глазурью покрытого черным стеклом.
Их образование до сих пор достоверно не объяснено. Возможно, что природа их образования аналогична вулканическим бомбам.
Размеры таких "бомб" сильно варьируются.
Изучение импактитов Попигайского кратера в 1970 году привело к одному важному открытию.
Уже тогда появилось предположение, что здесь могут находиться залежи алмазов, образовавшихся непосредственно из графита при больших температурах и давлении, сопровождавших падение гигантского метеорита.
В 1971 году эта догадка была подтверждена – тут было открыто одно из крупнейших месторождений технических алмазов необычного ударного происхождения. До этого единственным источником для промышленной добычи алмазов считались кимберлитовые породы.
И хотя на Земле известны другие ударные кратера, на сегодня Попигайская астроблема остается единственным в мире месторождением импактных алмазов с извлекаемыми запасами.
В шлихах, промытых нами у подножия «Пестрых скал», уже в Москве были обнаружены импактные алмазы. От кристаллов графита эти алмазы унаследовали их уплощенную форму и пластинчатую структуру. Их размер редко достигает 2 миллиметров. Чаще всего они бесцветные или серо-желтые, иногда черные. Они не похожи на прозрачные кристаллы кимберлитов.
Геологическая разведка, проведенная в конце ХХ века, показала, что суммарные запасы Попигайской астроблемы превосходят общие ресурсы всех алмазоносных кимберлитовых провинций мира!
Разноцветные блоки "Пестрых скал".
Тагамиты имеют массивный облик и полностью сложены застывшим расплавом с отдельными включениями обломков пород – гнейсов, кварцитов и прочих.
"Шапка" тагамитов на вершине "Пестрых скал".
На снимке можно видеть как увеличивается мощность пласта тагамитов вниз по течению Рассохи.
Часть 3: Окаменелые деревья на реке Попигай. Поселок Старый Попигай.
© Виталий Горшков