После реки Шренк нас ждала следующая часть путешествия - река Нижняя Таймыра. По Таймыре мы должны были подняться вверх по течению до озера Таймыр. Этот участок интересен тем, что по нему прошли экспедиции всех первопроходцев, начиная с Харитона Лаптева. Здесь мы планировали посетить интересный памятник времен первых исследований Таймыра - пещеру Миддендорфа, которая упоминается в дневниках и Лаптева, и Миддендорфа. Своё название она получила с легкой руки геолога Николая Урванцева, который побывал здесь в 1929 году. Как он писал в своих дневниках: "Местами в круто стоящих пластах известняка вследствие выветривания и размывающей деятельности реки образовались глубокие ниши. Одну из них, наиболее крупную, мы назвали пещерой Миддендорфа.
В его отчете есть упоминание, что в одной из ниш, возможно именно в этой, ночевали члены его экспедиции".
В своих трудах об экспедиции 1843 года Миддендорф писал: "При разных затруднениях от ветра и ненастья, только 27 июля могли мы миновать остров Купфер и пройти опасный каменистый мыс Заблер: держась отселе западнаго берега Таймырского озера, 13 августа мы достигли мыса Ленца на восточном берегу его, а через два дня открыли, около полуострова Гофмана, исток нижней Таймыры из озера. Быстро понесло нас теперь стремительным потоком реки. Ночь с 6 на 7 августа мы провели в найденной нами просторной пещере...".
Харитон Лаптев побывал здесь в начале мая 1741 года. Вместе с солдатом и "новокрещёным" якутом Н. Фоминым, владельцем зимовья в устье Нижней Таймыры, они выехали из Хатанги 24 апреля на четырех нартах.
До озера Таймыр они добрались за 4 дня. Проехав по озеру около 70 км, добрались до истока реки Нижняя Таймыра, и по ней поехали к морю. На второй день езды по реке Харитон Лаптев записал в журнал: "По обе стороны реки берега каменные, утесные, Щеки называются".
А на следующий день появилась запись: "Здесь закончились утесные берега. Подкаменные называются для того, что в высокой каменной стене сделано яко пещера в длину сажен на 5, поперек сажени на 3, вверх саженей на 6. Сия гора утесная состоит из черного камня, подобно аспиду, меж слоями белый шов, подобно алебастру". В окрестностях есть еще пара подобных гротов. Однако, указанным в записках Харитона Лаптева размерам соответствует только грот, расположенный слева на снимке.
Нижняя Таймыра - сравнительно молодая река, возникшая не так давно в результате слияния двух рек древней ледниковой долины.
Балок на правом берегу реки Нижняя Таймыра. Напротив - устье реки Шренк. До океана отсюда - меньше 100 км. Но наш путь лежит на юг, вверх по течению Нижней Таймыры, к её истоку - озеру Таймыр.
До пещер Миддендорфа мы добрались только на рассвете, который наступил всего через полчаса после заката. Дело идет к зиме.
Вопреки информации из некоторых популярных источников, я не нашел в отчетах Миддендорфа,
что именно в этой пещере он, будучи больной, ожидал своих спутников, отправленных искать помощи.
В ней он со своими спутниками только переночевал по дороге к океану, а оставлен был на западном берегу озера Таймыр.
Вот выдержка из его отчета: "...а 13 августа в 3 часа утра, приставши к острову Бэру, мы достигли наконец Ледовитаго моря.
14-го мы покушались было пройти дальше в море, но были отброшены и поворотили назад, томимые голодом и холодом, страдая от лишений всякаго рода, равно и от поздняго времени года.
23-го мы опять достигли озера у полуострова Гофмана.
Отбиваемые туда и сюда свирепыми осенними бурями, промокшие и покрытые ледяной корою, мы до изнеможения, но бесплодно работали до 28 августа, как вдруг в этот день погода унялась.
Едва только стихло, льдины наполнявшие озеро и плывшие с Верхней Таймыры, смыкаясь с новыми, кругом приставшим к ним льдом, с неимоверною быстротою начали смерзаться.
С трудом мы избегнули опасности вмерзнуть среди озера; еще с большим трудом достигли мы западного берега реки Таймыры, против мыса Ленца, после того, как челнок потонул, а лодка, попорченная льдинами наполнилась водою."
"31 августа мои люди отправились пешком отыскивать наших старых друзей Самоедов, которые обещались ждать нас на Верхней Таймыре сколько возможно дольше... Я же, больной и истощенный, должен был остаться один, верстах в трех от места нашего крушения, и кое как поддерживал жизнь до 19 сентября, когда взял меня отсюда, в двадцатый день моего томления голодом, Самоедский князец Тойчум". (А. Миддендорф. "Путешествие на север и восток Сибири в двух частях").
Кофе в пещере Миддендорфа. К сожалению, через провал в потолке одной из пещер, как в трубу задувает ветер, сводя на нет весь уют. Но возможно, что он образовался не так давно.
Думается, что большую часть времени в году эти гроты подтоплены водой, о чем говорят следы уровня воды на галечнике.
Хорошо видна слоистость горных пород, описанная Харитоном Лаптевым: "Сия гора утесная состоит из черного камня, подобно аспиду, меж слоями белый шов, подобно алебастру". И далее в описании реки он писал: "И в паралеле 75 гр. 10 мин. ширины сошлась меньше четверти версты шириною, меж крутых каменных утесов больших, которые - одни из камня желтого и мягкаго, другие из камня аспиду чернаго. И лежат в горе слоями, так что в толщине 4 дюйма камень аспид, а меж его в 2 дюйма толщиною яко алебастр чистой, белой и крепкой". Всё соответствует.
С окрестных скал видно, на сколько сильно упал уровень воды в реке этим летом.
"У порога, на выходе реки из озера Энгельгардт, оба берега представляли собой причудливое скопление башен и крепостных стен, как бы перегораживающих путь Таймыре на север. Это вертикально стоящие пласты уцелевших еще от выветривания известняков. Более слабые превратились в дресву и щебень, образуя осыпи и ниши между стенами".
"... Какие же силы горообразования действовали здесь, если собрали слои крепких пород в складки, смяли их в гармошку и поставили вертикально, как говорят геологи, "на голову"! (Н. Урванцев. "Таймыр - край мой северный").
Озеро Энгельгардт. На середине озера видна обширная илистая отмель. В штормовую погоду озеро оказалось бы непроходимым для нас.
Озеро Таймыр, залив Нестора Кулика.
Полуостров Гофмана. Вдали - приметная скала на острове Гельмерсена.
Залив Нестора Кулика, полуостров Гофмана. Здесь мы решили закончить наше путешествие и вызвали вертолет из Хатанги.
Интересно, что состав пород береговых склонов залива Нестора Кулика сложен из мощных базальтовых лав и туфов, в отличие от известняковых скал далее по берегам Нижней Таймыры.
С вертолета стало видно, насколько пересохло озеро Таймыр этим летом.
Средняя часть озера Таймыр. Создалось впечатление, что в это время из-за засухи всё озеро можно было бы перейти в обычных сапогах.
Участники путешествия перед вылетом в Хатангу. До свидания, Таймыр!
© Виталий Горшков